Алексей Шабловский: «Лидерами могут быть все без исключения»

OLYMPUS DIGITAL CAMERAЧто важнее: профессионализм или моральные ценности? Какая модель бизнеса прогрессивнее? Достаточно ли построить «успешную» карьеру в «стабильной» компании или стоит стремиться быть лидером в разных сферах жизни?

Подобные вопросы волнуют директоров, менеджеров и рядовых сотрудников современных компаний. Руководитель компании «Стартап технологии» Алексей Шабловский в интервью нашему сайту рассказал о том, какие ценности старается привить молодым предпринимателям.

— Вы часто общаетесь с молодыми людьми, начинающими стартаперами. Польза для них очевидна. Но какие-то личные цели вы ведь тоже преследуете?
 Да. Мы хотим трансформировать ценности молодежи. Дело в том, что современная молодежь не приспособлена к бизнесу.

— Как именно вы хотите помочь молодой поросли?
 Как правило, люди хотят построить «успешную карьеру» в «стабильной» компании. На мой взгляд, это стратегия неудачников.

— Почему это происходит?
 Причин этому несколько. Главная причина — трусость, неуверенность в себе.

— А разве все способны быть лидерами? Не получится же так, чтобы каждый создал свою компанию — тогда некем будет «рулить»…
 Молодой человек должен ставить значительные цели. Лидерами могут и должны быть все без исключения. Вопрос только лишь в масштабе лидерства. Кто-то является лидером в семье. Или хотя бы одним из лидеров. :-) И поэтому должен брать на себя какую-то ответственность. Есть и те, кто способен на большее. Каждому свое. Полагаю, что человек должен развиваться планомерно и брать ту ответственность, которую может потянуть. Человек – существо социальное. Если он ничем не рулит, значит он не встроен в общество. Если же человек социализирован, то у него есть зона ответственности, которая зависит только от него.

— В таком случае можно и в стабильной компании карьеру делать. Просто ответственно работать?
 Здесь тоже нужны навыки лидерства. Где-то нужно убедить других, где-то надавить, потребовать выполнения сроков, где-то дать совет, где-то поддержать, помочь…

— То есть проблема в том, что молодежь часто хочет работать под чьим-то крылом, снимает ответственность с себя?
— С одной стороны – да, молодые люди нередко боятся ответственности. Даже работая под крылом, они отказываются брать ответственность. Доходит до полного маразма, когда человек не способен приять элементарных решений на своем месте. С другой стороны, люди не хотят работать. Не понимают, что нужно много трудиться, чтобы стать счастливыми и успешными.

— Какая модель мышления и бизнеса вам ближе: европейская или американская?
— Увы, в ЕС абсолютно та же беда – полнейший инфантилизм. «Бизнес» там тоже ругательное слово. А вот в США получше с этим. Мы как раз намерены внедрять американские подходы в бизнесе. Мы сторонники капитализма. Люди, которые боятся капитализма, боятся конкуренции. И поэтому в принципе неконкурентоспособны на рынке. Может, им и повезет спокойно проработать под крылом компании. С пользой для нее или нет – еще вопрос. Но большинство любителей стабильности ждут неприятности. Среда становится более жесткой. Приспосабливаться придется. Итак, наша идеология основана на необходимости конкуренции. Мы ее не боимся, даже хотим ее. Ведь с ней мы быстрее меняемся, обучаемся, адаптируемся. Можно сказать, что у нас все происходит быстрее. И мы набираем обороты дальше.

— Главная цель конкуренции именно в этом? Чтобы быстрее вырасти?
 Тут есть более глобальный аспект. Мы считаем, что если общество, особенно молодежь, не изменит свое мышление, то страна обречена. Это касается не только Беларуси. Главное — выживаемость и развитие. Конкурентоспособный человек или организация имеет хорошие шансы на выживание и развитие.

— Хорошо, а какие еще ценности вы прививаете?
 Трудолюбие, честность… Да и вообще весь набор морально-этических качеств. Еще одна проблема бизнеса и общества – отсутствие четких морально-этических норм. Вот что я заметил: в целом люди как бы разделяют их… Но на практике легко «оступаются», когда это выгодно. В угоду сиюминутным целям. Это подрывает микроклимат в обществе и в бизнесе. Порождает недоверие, предвзятое отношение. Люди подозревают других в чем угодно. От этого эффективность коммуникаций нарушается. В бизнесе это приводит к прямым финансовым потерям.

— Как же вы находите человека с моральными ценностями в команду? Или вы просто тестируете кандидата на честность?
— Проводим собеседования по определенным правилам, задаем некоторые вопросы. А также тестируем людей, наблюдая за поведением. Да, для нас это не менее важно, чем профессиональные навыки.

— Допустим, кто-то хочет научиться у вас строить бизнес. Где вы учите молодежь?
 Мы проводим бизнес-мероприятия: Startup Weekend, Invest Weekend, стартап-школы, различные семинары. Выступаем в учебных заведениях: для студентов и школьников.

— Думаю, что-то подобное делают и другие, в том числе за рубежом. Чем главным образом отличается ваш подход?
 Безусловно, этим занимаются многие в разных странах. В Беларуси это движение только начинает развиваться. С одной стороны, мы внедряем культуру бизнеса в общество, а с другой – общую культуру, морально-этические ценности. Мы не просто занимаемся назиданием, а показываем людям путь для развития и достижения своих целей

— И инвестируете?
 Да, инвестируем свои ресурсы.

— На каких условиях?
—  Мы ищем предпринимателей, которые предлагают инновационные продукты и исповедуют те же ценности, что и мы. Условия всегда оговариваются индивидуально. Разные бизнесы – разные риски. И разные ресурсы требуются, на разные сроки. В целом, естественно, нас интересует доля в бизнесе.

— Не сложно ли корректировать чужие ценности?
 Да, взрослые люди могут менять взгляды лишь частично. Основную работу уже сделали до нас: родители, дедушки-бабушки, учителя в школе, правильные книги, правильные друзья. Ну а помогать в формировании ценностей стараюсь тем, кто этого сам хочет. Это вроде миссии для меня, корнями тоже уходящая в детство. Хочу делать что-то полезное для других. Невзирая на то, что есть вещи более прибыльные.

Автор Startup Belarus